СТАТЬИ >> ИХМАЛЬЯН ЖАК ХУДОЖНИК

Ихмальян Жак художник Традиция и чувство – так кратко можно выразить свои впечатления от работ чудесного художника Жака Ихмальяна. Художник родился и рос в Стамбуле, но всю жизнь чувствовал глубину своих анатолийских корней, что живо отразилось во всем его творчестве.

На жизнь этого советского художника (30.06.1922 – 1.04.1978) выпало немало испытаний, которые, тем не менее, не сломали тонкой души поэта и художника. Звание поэта для Жака Ихмальяна неслучайно: помимо того, что у него был дар создавать удивительно лиричные строки, практически все его живописные работы также глубоко поэтичны. Эта особенность картин Ихмальяна звучать, вибрировать множеством звуков неизменно живо откликается в душе зрителя. Чуткое видение каждого мазка, его глубокая чувствительность и проницательность позволили картинам этого художника занять достойное место в сокровищнице живописного наследия. Общее начальное образование будущий мастер получил в частном католическом лицее, а специальное – в Академии изящных искусств Стамбула. В работах автора четко прослеживается многогранное художественное влияние фовизма, кубизма, импрессионизма.

Много путешествуя после политического ареста в 1944 году и последующего трехлетнего тюремного заключения, художник в 1961 году переезжает в Москву. Здесь он сначала работает редактором-стилистом на радио, а затем становится преподавателем турецкого языка и литературы в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Это времена творчества и интереснейших встреч в его маленькой подвальной мастерской в Малом Власьевском переулке. Работы художника ценились и его современниками: они отмечали не только яркий профессионализм, но и то неосязаемое качество работ, которое нельзя создать искусственно. Как писали многие, Ихмальян имел то, что нельзя постичь в учении, что идет от сердца рожденного художником. И в 1974 году, за четыре года до смерти, Жак Ихмальян становится членом Союза художников СССР.

Удивительное сочувствие всему живому и твердое намерение защитить каждого нуждающегося – все эти особенности личности художника ярко воплотились в его работах. Как ни чувствуя красоту и разнообразие мира, Жак Ихмальян всегда создавал глубоко этичные, сопереживающие бедности и бессилию справедливости работы. При этом его работы лишены той революционной патетичности и шаблонности, которые нередко присущи «художникам социализма». Именно этим достоинством Жак Ихмальян приобрел недостаток почтения среди широкой советской публики. Крупные выставки работ мастера стали проходить уже после его смерти. И лишь в середине 90-х годов его персональная выставка впервые проходила в ЦДХ. Тем не менее, здесь она заняла свое почетное место, и по сей день размещаясь в известном ценителям творчества Ихмальяна 5-м зале. Душевная, правдивая, тонкая и вместе с тем – неподдельно внимательная к жизни живопись Жака Ихмальяна сегодня, к счастью, оценена зрителем по достоинству.

Картина «Грустная девушка» (картон, масло, 1973, 60x90 см) словно лакмусовая бумажка делает пробу зрителя: отзовется ли в нем чувство сострадания, найдется ли в его сердце умение услышать чужую боль и печаль. Если – да, то картина находит живой отклик, впечатляет и со всей образностью и глубиной ложится на душу. Прозрачные, но плотные краски – здесь это тонко подобранная и прочувствованная палитра, которая наглядно представляет умение автора «услышать», и внутренне откликнуться на сюжет. Картина чувственна, объемна и проникнута неподдельным сочувствием.

Дела житейские (1970-е, 140x150 см). Кисть Жака Ихмальяна словно тянулась написать то, что автор увидел сердцем: простые моменты жизни, тихие человеческие радости отзывались в нем с не меньшей остротой, чем громкие общественные события. В этой работе краски подобраны очень точно: общий колорит создается не одиночными оттенками, а композицией, гармоничным соседством матовых, текстурных тонов. Здесь и любовь матери, и нежность, и осторожная мужская забота, и хрупкость детского мира, и ощущение поддержки, глубокое переживание родственного единства… У Жака Ихмальяна выражение чувственного богатства здесь вновь приобретает уникальную форму благодаря неповторимой авторской манере.





Copyright C 2000-2024 Москва