Лев Федорович Дьяконицын 21.05.1931-15.10.2020 начал свою профессиональную деятельность как историк-архивист, но интерес к миру искусства взял свое: уже в зрелом возрасте он поступил в аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и получил известность как искусствовед. Ставшая предметом его научных интересов живопись русского и европейского авангарда первой половины ХХ века увлекла его настолько, что заставила самого взяться за кисть. Первый опыт оказался успешным, и сегодня за плечами перешагнувшего восьмидесятилетний рубеж маэстро участие в 250 выставках в России и за рубежом. Его работы вошли в государственные и частные собрания разных стран мира, в том числе в коллекцию влюбленного в русскую культуру Рене Герра, известного французского слависта.
Критики дали Дьяконицыну емкое прозвище «Московский Пикассо», однако особым вниманием к форме его творческий стиль не ограничивается. Виртуозное препарирование пропорций предметов иногда доходит до последней черты, как в «Вазе и скрипке» или в «Ворохе дня», где, словно в треснувшем зеркале, смутно угадываются знакомые очертания, но чаще становится отправной точкой для рождения новых смыслов. Так, в натюрморте «Музыкальный стол» перед зрителем предстает мир-перевертыш: окно-картина с опорой ЛЭП, закутанной в фату-облако, замершая на секунду статуя с накидкой, взлетающей синхронно с занавесками, труба-ваза, мандолина на смятой синей скатерти, ставшая отражением поселка у воды за окном.
Главная тема работ Льва Дьяконицына – мир творчества, будь то музыка, цирк, литература или спорт с его выразительной пластикой. Реалистическая зарисовка со стремительно несущимися атлетами в «Хоккее» сменяется метафорическим сюжетом «Порыва», когда птица покидает клетку под звуки рояля, в котором можно уловить очертания кухонного стола. Парижская серия пейзажей с подчеркнуто смягченными линиями и пастельными тонами показывает преемственность в развитии европейского изобразительного искусства, отсылая к работам французских импрессионистов.
Работы Льва Дьяконицына полны движения: даже во внешне статичной «Медитации» искаженные формы ваз, замершие всадники, напряженные фигуры сидящих в кресле-троне, смятая скатерть создают ощущение ожидания, готовности прервать затянувшуюся паузу. Экспрессивность, эмоциональность, динамичность – вот важнейшие черты индивидуального стиля художника.
Лев Дьяконицын. «Хоккей»
|
Лев Дьяконицын. «Музыкальный стол»
|