ХУДОЖНИЦА КОЗИНА ВАЛЕРИЯ
Европейское искусство последних столетий дает нам отображения обычного жизненного
опыта. Искусство современной эпохи дает образные картины интуитивных прозрений. Для
художника речь больше не идет о том, чтобы довести какое-то явление, увиденное в реальной
жизни, до совершенства, до гармонии. Сегодняшний художник в своем произведении не
стремится изобразить реальное явление точно таким, каким его видит, равно как не и пытается придать ему такое совершенство, какое кажется ему желанным. Художник создает в себе
внутреннюю картину, которая подвластна ему и в которой он интуитивно узнает весь мир.
Такая внутренняя картина независима от внешнего зрения. Она – видение, откровение. Таковым мне видится искусство живописи Валерии Козиной.
Яркое своеобразие, целостность, оригинальность, неповторимость – эти, возможно, ставшие банальными слова как нельзя точно характеризуют ее искусство. Нелегко найти свой
собственный путь, индивидуальную творческую манеру. Валерия направила свой взор к искусству французских мастеров, но при этом она никому не подражает, оставаясь свободной и
независимой. Ее творческий метод – интроспекция с опорой на яркое и богатое воображение.
Она стремится выразить сокровенное в красках, линиях, ритмах. В ее творчестве есть глубина
биографического отпечатка, ставшего главной движущей силой художницы и толкающего ее
на новаторство и оригинальность.
У нее множество тем и сюжетных мотивов: пейзаж, цветы, фрукты, виды с лодками, серии с рыбами и полные лирическо-интимного содержания работы с изображениями дам. Она
бессознательно растворяется в красоте и естественности излюбленного мотива, не думая о
приемах, средствах, формальных ухищрениях. Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как отражение личности. В этом отношении ее работы с дамами очень характерны
для Валерии как для художника и человека. Во-первых, они говорят о романтическом строе
ее души, и, во-вторых, в них звучит ностальгия по эстетике и красоте XIX века. Композиция
работ ясна, она отличается асимметрией форм. Изображение намеренно выведено на передний план. В каждом человеческом лице она находит неповторимый штрих бытия, повод для
лирического мотива. Ее женские образы эмоционально активны, таинственно погружены в
себя. Широкими энергичными мазками намечено условное пространство, трепетными лини-
ями исполнены контуры и движения тел, что выражает особую восприимчивость и своеобразную душевность персонажей. Наряду с этим в трактовке образов присутствует некоторая
шаржированность, что придает им внутреннюю подвижность и полнокровность. «Движение –
дух картины» (Хогарт).
Живопись – это выражение субъективного чувства художника, созданное на основе законов эстетики. Не нарушая этих законов он (художник) может выводить свои собственные.
Валерия Козина отмечена оригинальным композиционным даром. Особое чувство пространства отражает ее неповторимое художественное мышление.
Поэтому ее произведения воспринимаются как спонтанные, непроизвольные, напоминающие природные. Взаимосвязь
изображения и пространства – один из основных вопросов творчества Козиной. Художницу
интересует не только и не столько формальная взаимосвязь элементов изображения и пространства на изобразительной плоскости, но более глубокие отношения между человеком и
средой его обитания, искусством и природой, цивилизацией и искусством.
Единое целое создается деталью. Поэтому большое внимание художница уделяет точности в деталях. Он заимствует у Сезанна идею, что каждая одиночная деталь так же важна, как
и всякая вещь целиком. В живописи Козиной главная роль отведена цветовому пятну – оно
несет в себе свет и звучность колорита. Живое пятно «садится» в пространство. Валерия
насыщает свои полотна светом, который идет от столкновения красок. Она кидает краски на
полотно энергично и стремительно.
Валерия Козина – блестящий рисовальщик, но зрителю требуется здесь эстетическая чуткость, чтобы воспринять характер изобразительного жеста художника, реализовавшего игру
изысканного образа рисунка с цветовой плоскостью, с фактурой, чтобы понять цветовую
конструкцию произведения, в которую «вплавлен» рисунок, с трепетными «живыми» линиями. Она не стремится к идеальному рисованию, только характерное дает своеобразие.
Творчество Козиной не может быть втиснуто в форму замкнутого или иного определения,
стиля. К нему неприменима одномерная или обобщающая трактовка.
За художественными полотнами Валерии Козиной я вижу художника-искателя, художника, который не склонен успокаиваться, который, достигнув чего-то, не удовлетворяется этим,
а думает уже о будущей работе. Я вижу своеобразие художественного мира, ее особенный
пластический язык, ее грусть и ее радость за людей.
Григорий Климовицкий, искусствовед
«Разговор»
|
«Ваза и гранаты»
|
ДЛЯ ПРОСМОТРА ВСЕХ КАРТИН ВАЛЕРИИ КОЗИНОЙ перейдите в ee ГАЛЕРЕЮ
|